Музыкальная школа

Вопросы - Ответы


Здравствуйте дорогие друзья!

Эта школа задумывалась, как самоучитель. Поэтому если у вас, есть желание обучиться игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, то при наличии доступа к Интернету вы можете смело включаться в процесс. Наши провайдеры, обещают вам постоянный доступ 24/7, то есть двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю.

Друзья! Если обнаружите какие либо ошибки, опечатки или любые другие "лажи", просьба сообщить через форму обратной связи, расположенной в самом низу страницы. И конечно же задавайте вопросы, высказывайте пожелания и впечатления.  Автор оставляет за собой право модерировать комментарии по собственному усмотрению.

С уважением Геннадий Клюевский.


Комментарии (42) на “Форум”

  • Саша:

    Сайт просто ШИКАРНЫЙ!!! Просто нет слов!!! Огромное спасибо!!!

  • starmark:

    Как читать аппликатуры гитары на красочных (просто слов нет) схемах?
    Вроде бы они зеркальные,
    Поясните, пожалуйста.

    • admin:

      Зеркальные – это значит такие, которые вы увидите, посмотрев на своё отражение в зеркале. Точнее на отражение своей левой руки в зеркале.
      schema Zerkalo
      Этот вариант является самым простым из возможных и первым естественно приходящим без обдумывания. Но главная причина, по которой автор выбрал именно этот вариант записи, тесно связана с методикой данной школы. Согласно которой, после первого шага: разучивания и уверенного запоминания, какой либо аппликатуры (гаммы, арпеджио и т.д.), вторым шагом является исполнение разученной аппликатуры, не глядя на свои руки. Опираясь только на ощущение позиции и на слух. Такая практика поможет выработать тактильно-слуховой навык игры, и переместить центр “контроля над исполнением” от зрения к слуху.
      А вообще-то если внимательно посмотреть на рисунок, то вы увидите названия струн и номера ладов, которые должны вас правильно сориентировать.

  • fusion:

    Замечательный сайт! Проделана громадная работа! Большое спасибо!
    Рарешите предложить направление для дальнейшего развития сайта.Было бы полезно, если бы уважаемый автор давал не только просто упражненения, но и примеры обыгрывания аккордов и гармонии (в частности для 4-струнной бас-гитары). Например в стиле книги И.Бойко "Мой метод". Мне кажется это было бы очень полезно для развития умения импровизировать именно на бас-гитаре. Можно конечно заниматься и по гитарным учебникам, но не всегда возможно непрофессионалу грамотно "переписать" в басовый ключ гитарную фразу и тем более выбрать правильную аппликатуру. Спасибо за полезный материал! С уважением, fusion.

    • admin:

      Уважаемый fusion, эта школа специально написана в таком стиле (то есть без примеров),чтобы объяснить по сути. А что касается примеров, то возьмите любую школу игры на бас-гитаре (я лично советую: "The improviser's bass method by Chuck Sher") и занимайтесь.

  • Hamloff:

    Шикарный, написанный простым доступным языком курс Именно то , что я искал для того чтоб научиться импровизировать на басу. Огромное спасибо автору. Буду рекомендовать всем, кто хочет совершенствоваться в инструменте и теории Ещё раз большое спасибо !

  • Николай:

    Спасибо огромное! Все очень толково и понятно, в общем понял даже басист)))

  • Михаил:

    Какую школу посоветуете для изучения и примеров игры на шестиструнной гитаре?

    • admin:

      Уважаемый Михаил. Если вы ещё не поняли, то музыцирование это мастерство требующее выработки практических (слуховых) навыков. Поэтому перелистывание различных учебников и просмотр разнообразных сайтов нужны только для того, чтобы вам стало понятно, что собственно нужно делать для достижения поставленной цели. Для этого же, в сущности нужны и преподаватели. А потом нужно долго и усердно выполнять предложенные вам упражнения, которые собственно и должны приблизить вас к пониманию, а может быть и созданию музыки. Я ещё раз подчеркиваю, что именно разнообразные упражнения на основе базовых музыкальных структур, а не преподаватели помогут вам стать настоящими музыкантами. Как говорится: "Имеющий уши, да слышит". (шутка) Очень важным моментом также является то, что эти упражнения вы должны выполнять один на один с инструментом, когда есть только вы и гитара, короче это домашние, личные занятия. Конечно же хороший преподаватель это большая удача. Кроме того, что он сразу направит вас по правильмону пути, что сэкономит вам кучу времени и сил. Он так же способен вас вдохновить собственным примером. С уважением Геннадий Клюевский.

  • Владимир:

    Превосходный материал! Отличный сайт. Очень доступно изложено.

  • Сергей:

    Все круто,но есть пару вопросав. В разделе теория вы писали что целотоновая гамма не рассматривается в отношении септаккордов но в дереве аккордов он есть. И еще ни слова про тритон,только указан он на схеме интервалов

    • admin:

      Уважаемый Сергей. На основе целотонной гаммы, действительно не возможно построить септаккорд по той простой причине, что она состоит из шести ступеней. Но к сожалению сама по себе буквенно-цифровая система записи аккордов во многом не совершенна, так как абсолютно игнорирует обращения этих самых аккордов. Наверное поэтому многие авторы предпочитают писать Caug7, если в основе септаккорда лежит увеличенное трезвучие в основном виде. Таким образом в очень многих печатных и не печатных изданиях; школах, песениках, музыкальных христоматиях и т.д. Можно встретить такие обозначения мажерного септаккорда с повышенной пятой ступенью, как например: Caug7, C+7. Учитывая выше перечисленные обстоятельства, а так же то, что это всетаки начальная школа было решено внести в дерево аккордов увеличенный септаккорд. Здесь предлагестя вашему вниманию более правильная или же лучше сказать более углубленная версия дерева аккордов. Пунктирными линиями показана кажущаяся связь аккордов, а сплошными линиями и стрелками отражено фактическое их происхождение.
      tree Что же касается тритона, то он представлен в дереве аккордов целой отдельной веткой уменьшенных трезвучии и уменьшенных септаккордов. В которых он (тритон) является главной отличительной особенностью. (Пониженная пятая ступень b5 и есть тритон). Само собой и минорный септаккорд с пониженной пятой ступенью (полууменьшенный септаккорд), также имеет в своем составе тритон. Но здесь он явно указан в названии аккорда
      C уважением Геннадий.

  • Саныч:

    Цветные схемы расположены неправильно,поскольку,обучающийся смотрит на свой гриф сверху,то и схемы должны быть расположены по-другому,а не как у вас - это сильно сбивает.И это для левши..Посмотрите любую фирменную школу,там всё в порядке.Студент не отвлекается,чтобы определить ноты на своём инструменте,это обыкновенная физика
    P.S.
    Даже когда вы сидите лицом друг к друг,ваши грифы смотрят в разные стороны(если вы не левша)...

    • admin:

      Уважаемый Саныч! Как уже отмечалось выше, данное представление гитары на картинках является частью методики нашей школы. А по поводу правильно это или не правильно, то, например, пол мира ездят на автомобилях с "правым" рулем, что конечно же не правильно. Но люди ж как то живут?! Вообщем, по нашему мнению, это совсем не то обстоятельство по поводу которого стоит вести жаркие споры. К тому же, почти под каждой "красочной" картинкой расположенны традиционные табулатуры в стиле GuitarPro 5. Как говорится специально для пострадавших в "боях" за образование.
      P.S. На крайний случай можете считать это школой для левшей. Они тоже люди, хоть и не правильные (шутка).

  • Артем:

    Полезный ресурс во всех отношениях. Благодарю Вас, глубокоуважаемый Геннадий Алексеевич!!!Вы открыли мне дверь в таинственный мир импровизации. Я надолго запомню Ваши уроки! С ув. благодарный ученик.

  • Владимир:

    Спасибо!Отличный материал для работы.Людям,которые даже немного знакомы с элементарной теорией музыки требуется только время и усидчивость.

  • Bernardina06:

    Некоторые действительно интересные подробности вы написали на musicsch.com помог мне много, только то, что искал : D. удача

  • Егор:

    Здравствуйте,Геннадий! Огромное спасибо за кучу полезнейшей информации,да и еще грамотно и наглядно изложенной (как Вам за это еще деньги не платят? )) Появилась парочка вопросов: 1)по поводу блюза на гитаре-огорчает небольшое количество материала по нему в Вашей статье,отстутствие блюзовых боксов,пентатоник и пр. 2)скажите пожалуйста,почему блюзовые боксы у всех разные-у Би Би Кинга на мажорной гамме если сложить-свой получается,в книге Дэвида Мэда "Мастер класс игры на блюзовой гитаре"-свой.Это вносит путаницу в занятия. 3) В связи с таким большим обьемом всего,что должен знать и уметь нормальный гитарист,каким по Вашему мнению должен быть план занятий? (Я так понял,что разучивать чужие произведение-не есть путь гитариста).Спасибо большое!
    P S И еще:планируете ли пополнять сайт новыми материалами и если да то как скоро? C уваажением Егор.

    • admin:

      Уважаемый Егор! Спасибо вам, за положительную оценку моего сайта! Теперь попробую ответить на ваши вопросы. Все упражнения, методы изложения материала, а так же боксы и другие нововведения, в каждой школе "несколько" отличаются скорее всего потому, что каждый, кто пишет "школу" прежде всего пытается раскрыть своё собственное понимание материала. А процентов 90 интернет-ресурсов написаны и вовсе без понимания этого материала, в расчете на искателей "прошаренных боксов" и "крутых фишек". Поэтому понять, что либо во всём этом многообразии взглядов, действительно непросто. А найти в интернете ресурс, на котором рационально излагается материал, не так то и просто. Прежде всего потому, что когда учишься, то приходится верить всему, так как собственное понимание ещё не сформировалось. Если музыкант известный и вам нравимся его музыка, то его школа достойна внимания, даже если изложение в ней ведется иррационально. Играть и преподавать, это далеко не одно и тоже. Я бы посоветовал вам сначала разобраться в сути "предмета", чему я уверен может способствовать наша "Начальная школа импровизации". А за тем уже, вооружившись этим начальным пониманием, можно смело бороздить просторы интернета в поисках того, что нравится. Если вы поймете суть написанного на этом сайте, то после этого вам станут понятными даже иррациональные представления некоторых музыкантов. Потому как уже говорилось в начале, все пытаются объяснить одно и тоже, но с разных точек зрения.
      Теперь о блюзе. Вы огорчаетесь по поводу "не большого количества материала"?! Да, возможно это и выглядит компактно, но там перед вами, как говорится "цельная картина", а собственно блюзовая гамма в пяти позициях. Просто, судя по вашему коментарию вы привыкли в "школах" разных музыкантов, а также на различных интернет сайтах, изучать эту "цельную картину" по частям. От разных ступеней, в разных тональностях, в различных ритмических контекстах. Что конечно же сформировало у вас "необъятную" для понимания картину. Точно как в старой притче "о слепых мудрецах и слоне". Если вы основательно изучите эти пять блюзовых позиций, то сможете играть блюз в любой тональности, используя весь диапазон своего инструмента. И тогда вам не понадобятся никакие боксы. Или если хотите, то можете считать это пятью "генеральными" боксами.:-) Чуть ниже, на той же странице, приведены более тридцати блюзовых, двенадцатитактовых последовательностей,(попробуйте ещё найти в какой либо школе, больше!) Всё это выполнено в виде таблицы, для облегчения анализа гармонических особенностей блюза. Римскими цифрами обозначаются ступени лада, независимо от тональности. Очень полезно проанализировать эти самые гармонические особенности, но ещё полезнее их поиграть. По мне так "занятий" года на три! Не меньше:-) На мой взгляд, каждому начинающему музыканту, если он действительно хочет серьёзно заниматься музыкой, нужно начинать с того, что изложенно на нашем сайте. Почитайте внимательно последний раздел "Выводы", первой страницы "Класс музыкальной теории", настоящего сайта, о том как организовать свои занятия.
      Теперь пару слов о новом материале. Сразу же хочется отметить тот факт, что помере проработки и усваивания "старого" материала, представления о "новом" материале изменяются.(почти эпиграф):-) Как автор этой школы, я считаю, что все основные моменты, касающиеся начального музыкального образования были затронуты. Всё же пополнение ресурса новыми материалами конечно же планируется, но это скорее, если можно так выразиться пополнение в глубь, чем в ширь. А собственно, это будут видео материалы, посвященные более полному раскрытию уже напечатанного. То есть видео примеры некоторых упражнений, а так же варианты их применения в построении собственной импровизационной линии. Относительно времени публикации этих материалов, могу сказать только, что в оптимистическом варианте, это где то конец весны - начало лета 2013. Ещё планируется выпуск "слеповой" видео-школы для бас гитары. Но все видео материалы, будут платными.
      P.S. Вообще-то вы бы спросили меня о новом материале, после того, как освоили все упражнения уже предложенные в данной версии школы.:-) Но если всё же это так, и вы на самом деле можете легко сыграть любую из обсуждаемых в школе базовых структур, включая и секвенции и ту же блюзовую гамму, в пяти диатонических позициях, хотя бы в среднем темпе, дуолями и треолями, да ещё и без остановки!!! То вам действительно нужно, что-то новое, и я за вами пока не поспеваю.:-)Это шутка. Но в каждой шутке...:-) А если говорить серьёзно, то скорее всего, где то здесь и скрыт секрет того, что кто-то становится музыкантом, а кто-то считает, что гаммы, там всякие арпеджио и т.д. - туфта и скукотища. А вот Metallica или там Offspring, вот это КЛАСС! Да, они действительно "КЛАСС"! Но согласитесь, что "КЛАСС" они прежде всего потому, что их музыканты "не лаптем щи хлебают", да и с гаммами, арпеджио там всякими, у них скорее всего "всё в порядке". Конечно же нужно изучать опыт различных музыкантов, особенно тех, к которым, как говорится "душа лежит", играть их музыку, "снимать" на слух. За это обычно агитировать не нужно. Но так же нужно понимать, что выработать свой собственный музыкальный язык, максимально быстро, вам помогут именно упражнения, подобные упражнениям представленным в нашей школе. Спасибо за внимание. С уважением Геннадий Клюевский.

  • ALAND:

    Всё бы, конечно, ничего, но не мешало бы дополнить гитарный курс аппликатурами, приемлемыми не только для левшей. Сам я левша, но играю на обычной, "правосторонней" гитаре, и для меня такое изложение крайне неудобно, тем более что оно противоречит привычному (и, замечу, весьма логичному!), показанному в большинстве других гитарных пособий. И таких как я, уверен, абсолютное большинство даже среди гитаристов-левшей, хотя бы потому, что хороший "левосторонний" инструмент - удовольствие редко встречающееся и весьма дорогостоящее. А садиться всякий раз как "попка-дурак" перед зеркалом, чтобы сообразить что же там нажимать на грифе, мне представляется просто глупостью. На сцене перед музыкантами никто зеркал не ставит, и это, мне кажется, не просто глупый обычай. Буду весьма признателен, если это моё, и и подобные ему пожелания, будут в дальнейшем учтены на практике уважаемым автором проекта.

    • admin:

      Уважаемый ALAND. Поверьте, при создании этой школы у меня не было ни малейшего желания кого либо обидеть или поставить в не удобное положение. Просто хотелось донести до людей свой взгляд на методику освоения основных навыков музыцирования, в надежде, что кому нибудь это поможет в индивидуальных занятиях. Вопрос о расположении гитарных боксов уже обсуждался на этом форуме и я уже пытался прояснить свою позицию на этот счет, но похоже мне пока не удалось донести до вас тот факт, что это не ошибка и не заблуждение, а многократно обдуманное и осознанное решение. основанное на возникновении у занимающегося слухо-тактильного ощущения связанного с рукой которая прижимает струны на грифе гитары или бас гитары. То есть со временем, позиционное мышление, плюс это самое слухо-тактильное ощущение даст вам возможность не думая брать правильные, относительно тональности, ноты. Для того, чтобы прочувствовать, как это выглядит, возьмите например мажёрную гамму или ту фигуру, которую хорошо знаете, закройте глаза и сыграйте её не глядя на свою левую руку. И вы поймете, что в своем "внутреннем" пространстве вы ощущаете восходящее движение по гамме, как и в предлагаемых нами боксах, то есть слева на право, сверху вниз.
      Я надеюсь, что эти мои, возможно туманные пояснения, что нибудь для вас прояснят. В любом случае я больше к этому вопросу возвращаться не буду. Что же касается "зеркал на сцене", то их действительно никто не ставит для того, чтобы читать гитарные "боксы", более того на сцене никто эти "боксы" не читает, там могут быть ноты, но не "боксы". И вообще, "боксы" нужны при первой встрече с какой либо гаммой, что бы ученику, который ещё не успел разобраться и выучить расположение нот на грифе инструмента, было бы легче это сделать. И наконец последний аргумент в пользу наших боксов: что бы вы не привыкали к тому, к чему привыкать нет никакого смысла. "Боксы" это, образно выражаясь - костыли, когда вы учитесь ходить, то они нужны, а когда начнете ходить, то врядли будете таскать их с собой. Если уже прошел хотя бы год с того момента, когда вы решили научиться играть на гитаре и до сих пор вас интересуют "правильные", "оптимальные" или как то по другому "авторитетные" гитарные "боксы", то скорее всего вы, что то не правильно понимаете. Почитайте внимательно нашу школу и я уверен, что вы разберетесь.
      В самом начале вашей нотации, вы очень точно заметили, типа "Всё ничего". На нашем сайте действительно есть всё, что касается основ устройства "музыки", Пифагорейского ладо-тонального строя, понимание которого даст вам возможность разобраться с логикой музыкальных построений и научиться самостоятельно анализировать и принимать решения на основе собственных знаний. И нет пока, что ничего, что касается "крутых фишек". P. S. И последнее, относительно дополнительного набора гитарных боксов (в привычном для вас расположении), то всё на самом деле зависит от суммы вашей признательности, за пару "штук" баксов я сам лично, в паинте попереварарачиваю рисунки как скажите.:-)

  • сергійбасчайник:

    Величезне ДЯКУЮ вам за промінь світла в темноту моєї музикальності!!!))))

  • Андрей:

    Здравствуйте! Просто замечательный сайт, огромное спасибо!

  • Артем:

    Геннадий, спасибо огромное за Ваш труд! Благодаря ему первобытный хаос музыкальной теории в моей голове потихоньку формируется в нечто конкретное и понятное) В интернете перерыл кучу ресурсов, чтобы постичь теорию музыки, стараясь не травмировать мозги), так как стараюсь как можно быстрее освоить ее, но лучше вашего проекта ничего не нашел. С печатными изданиями тоже все довольно грустно. Большинство из них ориентированы на академические курсы и методики. Вы же, на мой взгляд, нашли золотую середину. Вопрос по теории: каково практическ! ое предназначение разновидностей "ненатуральных" ладов в диатонике (дорийского, фригийского, лидийского и т.п.)? В частности в построении аккордов? С натуральными минором и мажором все понятно, а вот с остальными - не укладывается...

    • admin:

      Уважаемый Артём, большое спасибо вам, за позитивную оценку моих трудов, за понимание и поддержку. Отвечая на ваш вопрос, сразу следует сделать некоторые уточнения. А именно, то что мы называем диатоникой является цельной системой. И по этому все семь ладов входящих в её состав, то есть Ионийский мажор, Дорийский минор, Фригийский минор, Лидийский мажор, Миксолидийский мажор, Эолийский минор и Локрийский минор, все являются натуральными ладами. Так как получаются в результате "разложения" натурального (Ионийский) мажора на составные части. Все они, кроме Локрийского, могут быть использованы для создания совершенно "независимых" музыкальных произведений, а также песен. У Локрийского минора, отсутствует тот самый "квинтовый остов", который необходим для "поддерживания" тональности.Проще говоря у него понижена пятая ступень, подобно как в уменьшенных ладах. Даже если, например произведение и не написано в натуральном Лидийском мажоре или натуральном Дорийском миноре, то очень часто встречаются ситуации, когда внутри основной тональности, происходит временное отклонение в тональность одного из вспомогательных диатонических ладов.
      Что же касается построения аккордов на основе диатонических ладов, то все они будут отмечены присущими этим ладам альтерациями. Например, на основе Дорийского минора мы получим аккорд с повышенной тринадцатой ступенью, допустим Gm+13, Фригийский минор даст нам минорный аккорд с пониженой девятой ступенью Gm-9, на Лидийском мажоре строится мажорный аккорд с повышенной одинадцатой ступенью Gmaj+11, Миксолидийский мажор даёт мажорный аккорд с пониженной седьмой ступенью G13 (доминанттерцдецимаккорд) и наконец из ступеней Локрийского минора мы получим минорный септаккорд с понижеными пятой и девятой ступенями Gm7-5-9. Все эти "подробности" вместе, называются стандартной диатонической альтерацией. Если в произведении вы встречаете один или несколько этих аккордов, то это говорит о том, что пока всё находится в пределах установленной тональности. Если же альтерации не соответствуют стандартным, присущим тональности (например G7+11 или Gmaj+13), то значит происходит либо модуляция, либо отклонение в какую то другую тональность. Извените если я не совсем правильно понял ваш вопрос (тема, уж очень обширная), но вот такой мой ответ. С уважением Геннадий Клюевский.

      • Артем:

        Спасибо за развернутый ответ! Все встает на свои места. Насколько я понял, в этих ладах надстройки ступеней аккордов осуществляются в следующей октаве. Все сходится) Удачи Вам!

  • Юрий:

    Уважаемый Геннадий Клюевский!!! Огромное Вам спасибо за такую подробную, детальную,легко понятную информацию.Я еще такого не встречал в своей жизни и плюс ко всему, что это всё бесплатно.Я музыкант самоучка и не было раньше таких возможностей от кого учиться. С большим уважением к Вам,Юрий Талпа.

  • steel:

    Огромный респект творцам сего замечательного ресурса. Профессионализм его создателей поражает. Так доступно и понятно такие сложные вещи мне не объяснял еще никто. Ребята, вы просто красавчики! Все просто супер! Очень нравится. Выражаю огромную благодарность авторам. Ребята большое спасибо вам.

  • Max:

    Здравствуйте Ув. Администрация, хочу сказать что вы собрали отличный подсобный материал для обучения. Но ЗАЧЕМ, ЗАЧЕМ было делать табы в ЗЕРКАЛЬНОМ ВИДЕ?! Ну ведь все табы записывают в противополжной вашей системе - от гитар про и т.д... Конесно можно приспособиться, но это уже неудобства. В остальном конечно большая вам блогодарность.

  • Андрей:

    Большое спасибо авторам! Более доступного изложения музыкальной теории не встречал, хотя несколько лет искал подобные материалы в сети. Успешного развития и роста вам! Еще раз, спасибо.

  • Корусова:

    Сама год играю на бас-гитаре, практика идет отменно, но проблема в том, что из теории ничего не понимаю, если со мной говорят на музыкальные темы впадаю в ступор, могу только играть и сочинять. Не подскажет никто, что с этим делать?

    • admin:

      Уважаемая Корусова, описанная вами ситуация во многом является естественной и сталкиваются с ней, в той или иной степени, практически все кто начинает учиться музыке. Происходит это, скорее всего потому, что играем мы "на слух", а теорию понимаем "на память". Когда в памяти "пусто" наступает ступор. Советую начать с того, чтобы выяснить и запомнить, как называются те ноты, на которые вы чаще всего нажимаете, когда играете или придумываете музыку "на слух". Совсем не зная ваших музыкальных пристрастий, скорее всего это будут ноты на пятом ладу, на третьем ладу, на первом ладу или на ладах между ними 2 , 4. Так вот, мой совет состоит в том, что для начала нужно раз и навсегда запомнить расположение нот, на двух толстых струнах бас гитары А (ля) и Е (ми), до пятого лада включительно. Именно здесь распологается самая низкая, рабочая “октава" инструмента. Обычно, чаще всего используемая, в связи со спецификой бас гитары. Остальные ноты на грифе лучше всего изучать, ориентируясь по октавам. Более подробно о том, что значит ориентироваться по октавам, можно почитать на первой странице настоящей бас гитарной школы, под заголовком Две суперпозиции
      И на последок нужно отметить, что главное разобраться в правилах нотной записи. И постепенно изучать расположение нот на грифе. И когда вы поймёте, что мажор и минор это не просто какие то абстрактные, теоретические понятия, а совершенно конкретные "конфигурации" нот на грифе бас гитары, а главное совершенно определённые звучания. То тогда, я уверен, что вас попустит. С уважением Геннадий Клюевский.

  • Роман:

    Здравствуйте, Геннадий. В представленном наборе блюзовых последовательностей бемоли и диезы относятся к аккорду или к добавочной ступени? Т.е., например, для аккорда V#9 имеется ввиду V# и 9 или аккорд V(+9)? Тот же вопрос для таких аккордов, как IIIbm7, IIIb7 (если это -7, то легче написать III6). [b, #, 7, 9, + в верхнем регистре]

    • admin:

      Уважаемый Роман, в предлагаемой системе записи гармонических последовательностей, применяются всё те же септаккорды:
      Gmaj7 - GM7 - большой мажорный септаккорд,
      G7 - малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд),
      Gm7 - малый минорный септаккорд,
      Gm7-5 - GØ7 - полууменьшенный септаккорд,
      Gdim7 - Go7 - уменьшенный септаккорд,
      Gaug7 - G+7 - увеличенный септаккорд.
      Обратите внимание на то, что для обозначения мажорной (большой) септимы, применяется большая буква М, тогда как минорная (малая) септима обозначается просто цифрой 7, аккорды dim имеют свою особую, уменьшенную септиму. Таким образом мы выяснили, что знаки альтерации к септимам не относятся, большая она или малая в аккорде, вам должно быть понятно по его названию. Следовательно если знак альтерации расположен перед 7, то он указывает на высоту первой ступени, тоесть относится к "букве" обозначающей аккорд. Например: Gb7 - читается, как "соль бемоль доминантсептаккорд" В случае доминантсептаккордов с девятой ступенью, нужно внимательно смотреть на расположение знака альтерации,если написано VIb 9, то это доминантнонаккорд построенный от шестой пониженной ступени. Если же написано VI b9, то это доминантнонаккорд с пониженной "ноной", построенный от шестой ступени лада.

  • Роман:

    Спасибо за помощь и за создание такого сайта. Некоторый материал на нем на самом деле уникальный, по крайней мере для меня. С уважением, Роман.

  • Виталий:

    Такой вопрос напимер песня в тональности ля-минор. И последовательность аккордов например: Am Dm F G Am. Чтобы придумать соло мне нужно взять каждый аккорды и разложить его на тонику терцию и квинту или как? (ну я имею ввиду Am- A C E) и так обыгрывать каждый аккорд или просто найти гамму и играть ее сверху донизу? Если не сложно опишите что нужно делать? Если вам не сложно ответте пожалуйста на мой вопрос) Наперед Спасибо!!!

    • admin:

      Уважаемый Виталий, естественно между тем, как человек начинает изучать начальные упражнения на своём инструменте и тем когда он может на слух, спонтанно пользоваться изученными аппликатурами, обычно проходит некоторое колличество времени. Но и в самом начале, когда вы только разучили аппликатуры можете смело использовать их для построения своих собственных музыкальных линий. Хоть это и не легко, приходится буквально конструировать свою партию по кусочкам; придумал, запомнил, послушал, двигаешся дальше и так до конца квадрата или соло. Конечно же по мере проработки учебного материала появляется техника, беглость исполнения, уверенный звук, ощущение логического квадрата. Естественно многие вопросы исчезают, так как развивается слух и приходит собственное понимание. Как говорилось на страницах школы, импровизацию условно, можно разделить на два основных вида; ладовую и аккордовую. Ладовая подразумевает, что когда музыкальный фрагмент или вся песня целиком состоит из аккордов строящихся на ступенях данной тональности, то вы можете использовать её главную гамму для построения фразы,(Ваш пример как раз подходит) не взирая на чередование и компановку этих самых аккордов. В то время, как аккордовая импровизация предполагает построение импровизационной линии на основе нот каждого встреченного аккорда, тоесть его первой, третьей, пятой и седьмой ступенях. При этом ладовая импровизация звучит более цельно и используется на однотональных участках, а аккордовая чаще используется для более плавного перехода из одной тональности в другую. Однако чаще всего используют оба вида "вперемешку", для получения более изысканных музыкальных фраз. Но всё выше сказанное, очень условно, потому что эстетические критерии в обществе не постоянны, и как знать, может быть то что вчера считалось эстетически не приемлимым благодаря именно вашим усилиям, будет понято и принято обществом. Вы вобщем мыслите в правильном направлении, можно строить импровизацию по аккордовым нотам, можно импровизировать используя ноты главной гаммы той тональности в которой написан, какой либо музыкальный фрагмент или произведение в целом. Главное, что всё это вы должны совершать оценивая результат на слух, тоесть нравится вам то что вы слышите или вы хотели бы как то изменить конфигурацию фразы. И здесь конечно же без фантазии, изобретательности и некоторой доли самоуверенности не обойтись. По идее любая конфигурация и последовательность нот даже не обязательно входящих в тональность, будет "как то звучать" если в конце логического квадрата разрешать фразу в главные ноты данной тональности, а это ноты главного трезвучия тональности, например в тональности соль мажор это ноты (соль), (си), (ре), в тональности соль минор это (соль), (си-бемоль), (ре). Опять же, при всём возможном разнообразии музыкальных фраз, всё же основой мелодической фигурации является секвенционный принцип развития мелодии. Прктически любой фрагмент, любой секвенции - готовая фраза. (Попробуйте поиграть любую секвенцию Am, под аккомпонемент той аккордовой последовательности которую вы пивели в своём примере и вы услышите, что происходит, когда изменяются аккорды.) Ещё один важный момент, иногда мелодия возникает в голове и тогда вам нужно перенести её на инструмент, то есть подобрать на слух, а иногда вы просто играете какую либо задуманную последовательность нот, основанную на гамме, трезвучии, септаккорде или пентатонике и возникает мелодия, которую вы потом развиваете, подобным же образом. Вообщем главный совет состоит в том, что нужно не боятся эксперементировать и доверять своему врождённому чувству прекрасного. Ну и конечно же нужно понимать, что развитие "техники" , беглости исполнения, упражнений подобных предложенным в нашей школе, чрезвычайно способствуют, развитию музыкального мышления, а так же развитию ощущения логического квадрата. Без которых импровизация не возможна даже в перспективе. С уважением Геннадий.

  • Олежка:

    Спасибо большое за данный ресурс, в особенности за теорию.Все довольно понятно и доступно рассказано (для меня во всяком случае)...Очень полезный сайт.

  • Александр:

    Сайт очень хороший, но с обозначением нот гитары "шиворот-навыворот" никак не могу приспособиться! Я вначале искал обратную связь,чтобы узнать - что это за обозначение нот на грифе такое! Уважаемый Админ! У вас интересная позиция! Многие пишут,что табы даны наоборот,а вы упорно доказываете,что это "ваш метод"! Лично я впервые столкнулся с таким вывороченным представленим нот на грифе гитары! Если вам так уж нравится "Зазеркалье", то почему бы в дополнение к нему не дать альтернативный вариант обозначений, принятый во всем мире, а не только в одной вашей квартире!

    • admin:

      Уважаемый Александр, вам не нужно ни к чему приспосабливаться, а нужно попытаться понять суть метода изложенного на нашем сайте. Разобравшись сможете найти табулатуры в нужном вам виде, на других сайтах. Если вас табы GuitarPro5 почему то неустраивают!?!

  • В.Л.:

    Отличный форум! Нашёл много полезного, буду посещать.

  • Евгений:

    Приветствую! Приятно, что имеется возможность поблагодарить за данный сайт! Восторг я не могу передать! Исторически сложилось так, что я обладаю некой техникой игры на гитаре и бас-гитаре, слухом и худо-бедно чувством ритма. С сольфеджио у меня не важно, хотя доремифаслоь знал где искать и на гитаре и на басу. Всегда было сложно "придумывать" музыку - то что друзья-музыканты накидывают от балды за пару минут(гармония, соло и прочее)мне стоило нескольких дней и иногда недель, причём результат не всегда "звучал" и был музыкален, на что мне знающие люди намекали и я расстраивался в итоге. И всё из-за неграмотности. Мечтал уметь ипровизировать. Уметь отвечать за издаваемые ноты так или иначе. Сочинять, писать. Случайно попал на сей портал и сразу полез в импровизацию. И - о, чудо! Заработало! Заиграло! Понято! Въехано! Теперь решающую роль играют лишь так называемые ж*почасы и фантазия. Написано всё доступно и понятно. Много раз посещал всяко-разно школы, преподавателей и др. Создаётся впечатление, что объясняют всё нудно и криво, и занудно, чтобы ничего в голове не осталось, для того чтобы получить бабла за этот урок и следующий, на который ты непременно придёшь, ибо хочешь таки научиться. А здесь - песня. Будто на таком языке, который лично мне понятен и приятен. Кто ноты знает - на тебе ноты. Не знаешь - на аппликатуры гамм, ладов, септаккордов и др. И всё оно как-то прямо сразу в голову записывается - руки сами тянутся к инструменту, чтобы поиграть только что понятое для тебя новое. В то время как частный препод сказал бы "а сейчас сыграй от эту хренотень.. не время объяснять, просто играй. Ровно играй, под метроном..." - что разумеется всегда выбешивало тотально. Короче говоря. Низкий поклон сайту, создателям и людям, что готовили материал для него! Любимый сайт теперь! ЧУДО!

  • Виталий (другой):

    Геннадий, здравствуйте! В первую очередь прошу Вас исправить подзаголовок в классе шестиструнной гитары, раздел "Мелодическая фигурация. Секвенции". В заголовке "Трезвучия" вместо подзаголовка "секвенции на основе ТРЕХОКТАВНОГО АРПЕДЖИО МИНОРНОГО ТРЕЗВУЧИЯ" Вы, очевидно случайно, продублировали "... минорной гаммы". Конечно же, поддерживаю все выше написанные добрые слова в ваш адрес, Вы большой молодец, что сподобились на создание данной школы, благодарен Вам безмерно. Гитара простояла в углу почти без дела около четырех лет, многочисленные подходы к книге Троя Стетина "Ритм гитара в стиле Heavy Metal" так и не перешли в систематические занятия, сколько-нибудь сносного урровня игры достичь не удалось. Было просто абсолютно не интересно, ужасно нудно, лень преодолевалась с неимоверными усилиями. Но вот приспичило научиться немного играть блюз (кстати, первоначальный импульс к очередному подходу к гитаре задала Metallica - уж очень привлекательно простые у них интро ко многим песням первой половины их творчества) и в поисках блюзовой гаммы попал я на этот сайт... И Вуаля!!! Уже несколько дней почти все свободное время убиваю, играя гаммы и аккорды! Вот уже и до секвенций дело дошло)), какие-то интересные рисунки сами собой начали возникать то на основе мейджа(Xmaj7), то на петатонике. Правда, про блюз что-то уж и подзабыл, но теперь уже лучше всем по порядку заниматься буду. В общем, еще раз огромное спасибо за столь нужный, удобоваримый и, главное, увлекательный ресурс. Удвчи Вам и успехов во всем.

  • Виталий (другой):

    Так же хочу поддержать выбранный способ отображения, как тут уже выражались, "боксов", т.е. гитарных аппликатур. Ни когда с таким не сталкивался, но адаптировался моментально. Сначала грешным делом посмеялся над низким качеством этого ресурса, но когда разобрался, что к чему, стал удивляться, почему такой способ не используют при написании вообще всех учебников гитарной игры. Первое время ошибался, начинал читал ноты снизу вверх, когда нужно наоборот, а теперь словно сижу за клавиатурным тренажером, где под набираемым текстом на изображ! ении клавиатуры загораются клавиши, которые нужно нажимать)). Обеими руками за такой подход. А недовольные ребята, видимо, не смогли сообразить, чего от них хочет автор. Последнее, что хотелось бы выразить - немного корструктивной критики. Касается это теоретической части. Поскольку элементарную теорию музыки мне изучить удалось, пусть и в частном порядке, все описываемое в данной школе мне предельно ясно и понятно. Но, не зная этих незыблемых основ, я бы вообще ни чего не понял в классе музыкальной теории. Если у Вас, Геннадий, еще не иссяк энтузиазм и корректировка материала возможна в принципе, то я с большим удовольствием и не меньшим тактом хотел бы предложить некоторые изменения в подаче теоретического материала. В первую очередь потому что сам имею негативный опыт! изучения музыкальной теории. И если мне удастся внести свой скромный вклад в облегчение познания страждующими музыкальных основ, это сделает меня чуточку свчастливее)). (К примеру, мне кажется уместнее при обЪяснении темы трезвучий и септаккордов основываться на их терцевом строении). Прошу прощение за многословность, не устаю благодарить автора за проделаную огромную и оченб полезную работу.

    • admin:

      Уважаемый Виталий, очень признателен вам за поддержку и понимание. Спасибо так же, за сообщение об ошибке. Уже исправил. Критику принимаю. И сам считаю, терцовое понимание аккордов правильным. Но вобщем-то об этом и написано на странице теории, в разделе 3.2. Основы построения аккордов. Мало того, дерево аккордов это вобщем-то попытка, еще раз подчеркнуть именно факт терцового строения аккордов. Может быть вы имеете в ввиду, такой подход, что в музыке терции всего две; большая(мажорная) и малая(минорная). Исходя из терцового строения аккордов именно комбинируя эти две терции можно построить все основные трезвучия и септаккорды. То есть проще говоря мажорное трезвучие состоит из двух терций; мажорной терции С(до), Е(ми) и минорной терции Е(ми), G (соль). Если поменять терции местами, то есть сначала минорная С(до), Eb(ми бемоль), а потом мажорная Еb(ми бемоль), G(соль), то получим минорное трезвучие. Если взять, таким образом, две мажорые терции С(до), Е(ми) и Е(ми), G#(соль диез) получим увеличенное трезвучие, а две минорных терции С(до), Eb(ми бемоль) и Eb(ми бемоль), Gb(соль бемоль) составят уменьшенное трезвучие. Именно поэтому разновидностей трезвучий в музыке всего четыре: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное. Если таким же способом продолжить добавлять к получившимся трезвучиям терции, мажорную или минорную, то мы получим все основные септаккорды представленные в музыке. Как это просходит можно наглядно увидеть проанализировав "Дерево аккордов", так же представленное на странице теории, и на первой странице клавишной школы в более развернутом виде. Это действительно самый простой способ разобраться в строении аккордов. Ну вот мы с вами его и рассмотрели. Я надеюсь, что этот форум читают наряду с остальными страницами сайта. Он для того и предназначен, что бы мы вместе смогли облегчить понимание изложенного материала и осветить упущенные моменты. Еще раз хочу поблагодарить всех кто пишет на форум пожелания, задает вопросы. Таким образом мы совместно, потихоньку развиваем понимание материала. Ставим акценты, уточняем, разбираемся. Даже просто эмоциональная благодарность, высказанная на форуме, может помочь человеку, с горяча не разобравшимуся, еще раз вернуться и попытаться понять. Виталий за поддержку "боксов", отдельное спасибо. Я уже не однократно здесь пытался донести, что я не "из вредности" их так рисую, а потому что так удобнее их воспринимать. Я так же знаю, что такое сила привычки, поэтому материал дублируется ТАБами в стиле "Guitar Pro". Еще раз спасибо всем за поддержку! С уважением Геннадий Клюевский.

  • Владимир:

    Уважаемый Генадий, спасибо за ваши труды, просто нет слов, все очень наглядно и понятно!!! У меня вопрос, а есть ли аппликатуры двухоктавных гамм от струны ля, на 4х струнной бас-гитаре?

    • admin:

      Уважаемый Владимир, так как строй бас гитары квартовый (E,A,D,G), то все гаммы, по всему грифу имеют идентичную аппликатуру. Играя гамму от струны А, применяем ту же пальцовку, что и от струны Е, но в конце добавляется ещё один позиционный переход.

  • Игорь:

    Поясните новичку пожалуйста, что означает разный цвет нот на рисунке Этом? Благодарю.

    • admin:

      Уважаемый Игорь, на этом рисунке, просто для наглядности, выделены ноты гаммы С (до мажор), как они располагаются на грифе шестиструнной гитары, вдоль каждой струны.

  • Сергей:

    Здравствуйте, У меня нет слов. Я просто в восторге от того, на сколько все лаконично и понятно! А самое главное - действительно грамотно... Спасибо авторам сайта и модератору!!!

  • Иван Сафронов

    Добрый день. Изучил сайт и освоил на практике 90% информации. Во-первых, попался косячок-с: двухоктавные фигуры на гитаре, мажорная пентатоника, вторая октава -ВНЕЗАПНО появляется седьмая ступень натурального мажора. А во-вторых - ваш неравный бой с адептами аппликатур в "обычном" виде впечатляет. В первую очередь, тем, что вы не сдаётесь. и это вызывает уважение, с одной стороны, и лёгкое удивление, с другой. Объясню почему: согласитесь, мало бывает таких людей, которые ещё до начала обучения на гитаре сразу ставят себе амбициозную цель "хочуимпровизироватькакбох". Чаще всего, такая мысль, обычно, появляется значительно позже, даже если человек сразу начинает знакомиться с теорией при самостоятельном обучении(что бывает крайне редко), а в подавляющем большинстве случаев бывает, что он хочет играть "как тот патлатый дядя" и только по осознании необходимости систематизации музыкальной информации обращается к теории. Третью категорию обучающихся не рассматриваем: играют всю жизнь " как тот патлатый...". А что делает такой товарищ до тех пор, пока не придёт к необходимости изучения теории - правильно, играет по табам и(внимание) по аппликатурам аккордов, которые пишут с шестой струной внизу. Может быть, он уже даже знает откуда-нибудь и минорную гамму, например. И тоже с шестой струной внизу. Приходя на ваш сайт, после вбивания в Гугл слов " начинающий импровизация гаммы" он получит порцию негатива от выворачивания наизнанку знакомой и такой уже уютненькой системы. Дальше два варианта, зависящие от упорства испытуемого: либо, изучая первые пять упражнений спотыкается на каждой ноте и начинает постепенно привыкать, либо сердится, что "непанятноничёблин" и переходит на другой сайт. А зря, у вас просто отличный сборник информации. Представим и другую ситуацию: действительно, нашёлся такой человек, который хочет учиться импровизировать сразу, потому что его кумиры - джазовые гитаристы. И он, представляя себе джаз, как сугубо импровизацию и ничего больше, вбивает в Гугл сакральные слова и тоже выходит на ваш сайт. Как прилежный ученик, учится, изучает упражнения, и имеет с этого недурные результаты. Но приходит момент, когда он решает оставить этот портал со слезами на глазах и выйти в большой мир. И он видит, что у других людей "неправильные" аппликатуры. Раз видит. Два видит. А на третий начинает понимать, что НИКТО, кроме вас, такую систему не использует. Серьёзно, ни разу не встречал, а перелопатил много в процессе обучения. И с таким учеником случается то же, что и с его митоллическим коллегой: нервничает, тратит бесценный энтузиазм и переучивается. Тут важно пояснить следующее: переучиваться он будет совсем недолго, да и не такая уж и большая сложность в этом. Причина моего эпоса в том, что если бы на вашем сайте были аппликатуры с шестой струной внизу, то НЕ ПРИШЛОСЬ БЫ ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ ВООБЩЕ. То есть, как итог вашего упорства, мы видим только некоторое время учеников, потраченное впустую. В остальном - никаких причин считать вашу систему изображения хуже у меня нет. Как и считать её лучше, потому как система с шестой струной имеет тоже очень даже сильную аргументацию в свою пользу: дело в том, что, когда мы держим гитару в правильном положении, то, заглядывая на гриф, чтобы подсмотреть лады(а это неизбежно при любой системе аппликатур. При изучении нового упражнения, конечно. Потом-то, ясное дело, они отрабатываются без взгляда на гриф) мы видим шестую струну ближе к себе, чем остальные. То есть, она оказывается, как бы, внизу картинки, которую мы наблюдаем. И все этим успешно пользуются, вопреки существованию вашего, тоже, кстати, логичного, варианта по двум причинам: в ста процентах случаев, проще заглянуть на гриф, чем ставить перед собой зеркало( к изображению в котором ещё тоже привыкнуть надо), а сразу учиться не смотря на гриф - уж очень сложная задача для начинающих. А вторая причина просто в том, что ваш сайт - далеко не единственный. Вот и получается, что настаивая на выработке именно такого взгляда на аппликатуры(а более распространённый вариант, кстати, даёт абсолютно такие же результаты в плане игры на гитаре, не глядя на гриф. Плюс, более удобное восприятие следующего момента - самая низкозвучащая струна находится внизу аппликатуры и при объяснении материала практического характера не возникает недопонимания, когда я говорю ученику, что нужно сыграть нисходящую последовательность), вы просто добавляете ненужного посредника в изучении самых начальных основ строения музыки. В остальном, повторюсь, замечательный сайт. Работа, проделанная вами только на собственном энтузиазме поражает и вызывает абсолютно искреннее желание помочь. Поскольку, никаких прорех в вашей системе, кроме этой, я не вижу, моя помощь выражается в обоснованной и аргументированной критике. И если вы человек, не считающи, что ваше мнение - единственно верное, то мои рассуждения действительно станут для вас помощью, либо вы легко и без усилий приведёте ответные аргументы и соглашусь с вами я. Надеюсь, что это так и вы цените взгляд со стороны. С нетерпением жду вашего ответа.

    • admin:

      Здравствуйте уважаемый Иван. Очень благодарен вам за "исправленную" пентатонику и положительную оценку сайта, а также за такую подробную, развёрнутую статью об удобстве или не удобстве таббулатур. Моё "вдохновение" писать на эту тему изрядно поубавилось, во первых потому, что я уже неоднократно об этом писал, а во вторых я с самого начала не предавал большого значения таббулатурам, как сколько нибудь важным в изучении музыки, понимая их вторичность по отношению к нотам. Но всё же Вы приводите очень обстоятельные и убедительные аргументы, которые являются правильными и которые я не буду опровергать, однако всё-таки слегка прокомментирую.
      Во первых: может быть и не все мечтают "сразу" импровизировать, но этот сайт в первую очередь именно для них.
      Во вторых: тот кто изучил и научился бегло играть гаммы и другие музыкальные структуры используя этот сайт, врядли потеряет эти навыки узнав, что на других сайтах таббы пишут по другому. :-)
      В третьих: в одной восточной притче говорится о том, что нельзя налить воды в стакан наполненный до краёв. В смысле прежде чем получить "настоящее знание" нужно очистить своё сознание от предрассудков. Символом которых и можно считать обсуждаемые здесь таббулатуры.
      В заключении хочется ещё раз с вами согласиться, Вы абсолютно правы в том, что более распространённый вариант, даёт абсолютно такие же результаты в плане игры на гитаре, не глядя на гриф, вот я и выбрал тот вариант, который на мой взгляд "ближе" к читке нот с листа. Это мой последний довод. Я не знаю был ли у вас опыт в "читке", но когда Вы уже добрались до этого "дела", то там на гриф гитары смотреть некогда, а по моему личному ощущению всё происходит приблизительно так, как показано на этом рисунке. Если вы конечно не Джеф Хили (Jeff Healey), но в данном случае он, как раз исключение. Спасибо за внимание. С уважением Геннадий.
      BassGlass

  • Leo:

    Здравствуйте, В сознании, что мнение мое в данном случае ну никак не изменит ситуацию .. ) но просто хочется сказать. Итак: Первое: Зеркальные табы, это открытие того человека, который тут все сделал, это действительно прорыв против того стандарта который был и есть. Это настолько тривиально и настолько очевидно что это лучше, что слов нет. Поздравляю - музыка старая тема, в ней сделать что то сложно, -Вы сделали. Большое спасибо. Второе: естественно, если есть тема то надо ей когонить жаждущего научить. Сравнивая вот это с мумриком нот, просто на голову выше, на 2 головы.ибо: тем кто имеет способности образование не нужно, а тем кто их не имеет оно не поможет. (Р. Фейнман). Ага, тож еврей :) Спасибо!

  • Андрей

    Здравствуйте,Приветствую вас. Я прочёл элементарнию теорию музыки на вешем сайте. Многое (но не всё) в голове проснилось, особенно удачно описано посторение аккордов. Я только начинаю разбираться в устройстве музыки и хотел бы задать два связанных вопроса, может быть вы найдёте время ответить на них.
    1) Если я хочу играть некую мелодию в G миксолидиском ладу. Я беру некую послдоветельность аккордов, например элементарную T-S-D-T: G7 Cmaj7 Dm7 G7 ? Сомнения вызывает Dm7. Специфичная нота по отношению к натуральному мажору в этом звукоряде F. Вопрос, эта самая нота F уместна только когда играется Dm7 или для всех аккордов последовательности?
    2) Второй вопрос, это скорее просьба. Может быть вы подскажете или сообщите где об этом доступно написано. По каким правилам вообще строиться мелодия? Понятно что надо использовать ноты аккрода и звукоряда. Но других правил я не знаю.

    • admin:

      Здравствуйте уважаемый Андрей.
      1. Само по себе миксолидийское, как и любое другое ладовое звучание возникает от того, что гармонически, то есть с помощью аккордов, Вы делаете логический акцент (T-S-D-T) на определённом аккорде, представителе того или иного лада, в данном случае G7 представляет миксолидийский лад. Но для объигрывания такой гармонической последовательности применяете гамму натурального С(до) мажора, но с тоникой G(соль). То есть грубо говоря играете гамму С(до) мажор начиная от пятой её ступени ноты G(соль) и к ней же возвращаетесь в конце фразы. Миксолидийское звучание также будет сохраняться если фразы разрешать в любую ступень ладо-тонического септаккорда G7 то есть ноты G(соль), B(си), D(ре), F(фа).
      Как видите мы используем аккорды натурального С (до мажора) и создаём лишь тоническое тяготение к аккорду G7(делая, как бы его тоникой С(до) мажорного лада, с помощью схемы T-S-D-T). Поэтому и Dm7 здесь на месте, а нота F вообще является "изюминкой" миксолидийского звучания в рассматриваемой тональности. Так как она и есть седьмой пониженной ступенью в логически акцентированном (T-S-D-T) ладо-тоническом септаккорде G7 и конечно же она уместна на протяжении всей аккордовой последовательности.
      Ответ на Ваш второй вопрос может Вам показаться странным, но всё же я отвечу так. Для того чтобы создавать музыку, знание правил гармонического или мелодического движений вовсе не нужно. А нужны лишь музыкальный слух, вдохновение и Ваше собственное "чувство прекрасного".
      Правила конечно же есть, но к созданию музыки имеют лишь очень косвенное отношение. Их изучение важно скорее для тех людей у которых проблемы с музыкальным слухом, но они всё же хотят заниматься музыкой или хотя бы её теорией. (В этой шутке, самой шутки процентов десять, не больше) К тому же все эти правила голосоведения при гармонизации мелодии, в современном мире очень "смахивают" на набор "предрассудков" дошедших до нас из глубины веков и используется современными преподавателями, как идеологический или психологический (в зависимости от ситуации) прессинг на студентов музыкальных заведений. Это нужно правильно понять. Ничего личного! Над ними "издавались" с помощью этих правил-предрассудков, теперь они делают тоже самое. Вообщем так заведено. Традиция такая. Что бы старших уважали.
      Но вы обязательно найдите их и почитайте, что бы составить своё представление об этом, а если Вы хотите поступать в какое либо музыкально-образовательное заведение, то Вам придётся их выучить, так как там проводят целые лекции по их использованию и применению. Естественно со сдачей зачётов и экзаменов.
      Где их взять? Открываете поиск google, вводите например такой запрос "правила голосоведения при гармонизации мелодии" и читаете, читаете, читаете.
      Спасибо за внимание. С уважением Геннадий Клюевский.

      P.S.
      Разучите и играйте "не хитрые" упражнения предложенные в нашей школе, под метроном. И слушайте, а так же разучивайте и играйте любимую музыку. Так вы сможете развить свой музыкальный слух и Ваше "чувство прекрасного" то есть вкус.
      А когда вы научитесь бегло и на слух исполнять предложенные и правда "не хитрые", но поверьте, очень важные упражнения, то возможно тогда вас посетит вдохновение и Вы на основе этих ладо-тональных "заготовок" или "шаблонов" (гамма, трезвучие, септаккорд и пентатоника) сможете творить свою музыку и даже импровизировать.

  • admin:

    Здравствуйте уважаемые друзья!
    В первую очередь хочу вас поблагодарить за помощь в исправлении ошибок случайно закравшихся в изложенный материал. Спасибо!
    И ещё хотелось бы сказать несколько слов об аппликатурах предложенных на нашем сайте.
    Все вы я надеюсь понимаете, что "добраться" от ноты G (соль) большой октавы, расположенной на третьем ладу шестой струны, до ноты G (соль) второй октавы, которая находится на три октавы выше, на 15-ом ладу первой струны, можно добраться "кучей" разных способов!
    Здесь речь идёт о трёхоктавной гамме. При её исполнении мы совершаем три позиционных перехода на шести струнах. То есть существует минимум 18 различных, правильных вариантов её исполнения. На сайте представлен всего один вариант, но построенный с соблюдением правил переходов из одной позиции в другую. Как бы для примера. Что бы вы поняли, как "работают" эти правила и в перспективе могли самостоятельно рассмотреть другие варианты исполнения трёхоктавной гаммы.
    Но главный меседж этого моего поста состоит в том что бы в начале вы не отвлекались на другие варианты, а разучили предложенные аппликатуры и довели их до определённой степени совершенства. То есть научились исполнять бегло, на слух, особенно если вы начинающий музыкант и только недавно начали работать с гаммами. По мере проработки предложенных аппликатур, другие варианты станут для вас очевидны и без их разучивания. Так как по сути разница только в том на какой струне мы совершаем переход, сами по себе переходы однотипны. Лучше потратить время на непосредственное исполнение упражнений, чем на разучивание не нужных на данном этапе подробностей.
    С уважением Геннадий Клюевский.

    P.S.
    Правила перехода из позиции в соседнюю позицию, заключаются в следующем: Если на струне перехода первый интервал исходной позиции полутон, то доигрываем его в исходной позиции и только потом совершаем переход в соседнюю позицию. Если же на струне перехода первым идёт тон, то переход в соседнюю позицию совершаем сразу, взяв первую ноту. Правила эти универсальны и используются, как при движении по восходящей гамме, так и при обратном нисходящем движении.

  • ____________________________________________________________________________




    Наверх

Классы




Ссылки






Фрагменты видео школы "Музыка из-под пальцев"
Основы импровизации на гитаре.
Созданной по материалам этого сайта.
Подписывайтесь, материал будет пополнятся!